1. Введение
В «XXI веке — веке компьютеров» одним из важных факторов является то, что подрастающее молодое поколение приобретает навыки приема и обработки данных, а также их представления на компьютере с помощью программных средств. Поэтому повышение знаний, умений и навыков студентов в области информационных технологий, а также достижение эффективности обучения остается одним из актуальных вопросов.
Опубликован ряд постановлений и распоряжений о внедрении информационно- коммуникационных технологий в нашей стране. В качестве примера можно привести Закон Республики Узбекистан «Об образовании», утвержденный Президентом нашей страны Ш. М. Мирзиёевым 23 сентября 2020 года, а также указы и постановления от 06.10.2020 г. № ПП-4851 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы образования в области информационных технологий, развитию научных исследований и их интеграции с IT-индустрией» и другие документы [1; 2; 3; 4; 5].
В условиях стремительной цифровой трансформации традиционные подходы к художественному образованию сталкиваются с необходимостью адаптации. Интеграция искусственного интеллекта предлагает эффективное решение, обеспечивая индивидуализацию обучения, стимулируя творчество учащихся, автоматизируя рутинные процессы и внедряя новые формы взаимодействия с учебным контентом. Благодаря машинному обучению, генеративным моделям и специализированным цифровым платформам становится возможным создание персонализированных учебных программ, рекомендаций, визуального контента и других инструментов для развития профессиональных и художественных компетенций студентов. Актуальность данного исследования определяется потребностью в разработке и внедрении инновационных подходов к художественному образованию в цифровую эпоху.
Данная статья посвящена исследованию обоснованности и потенциала применения искусственного интеллекта в художественном образовании с целью стимулирования творческого роста студентов, персонализации учебного процесса и формирования новаторских методов создания и интерпретации художественных произведений. Для достижения этой цели в статье рассматриваются следующие ключевые вопросы: сущность и эволюция понятия «искусственный интеллект» в образовательном и художественном контекстах; методы интеграции ИИ и информационных технологий в обучение художественным дисциплинам; возможности ИИ в индивидуализации обучения и развитии креативности студентов; обзор конкретных цифровых инструментов и платформ, применяемых в художественном образовании; оценка влияния ИИ на творческий процесс и профессиональную подготовку студентов; определение перспективных направлений развития художественного образования в условиях цифровизации и технологического прогресса.
2. Инновационные возможности искусственного интеллекта и информационных технологий в художественном образовании
Искусственный интеллект и информационные технологии предоставляют инновационные подходы в области художественного образования. С помощью систем искусственного интеллекта можно создавать адаптированные учебные материалы, интерактивные программы и креативные проекты для учащихся. Эти технологии важны не только для мотивации учащихся, но и для развития их творческого потенциала.
С помощью информационных технологий уроки искусства могут проводиться в цифровом формате. Например, такие направления, как компьютерная графика, анимация, цифровое искусство и дизайн, позволяют обучать учащихся современным методам. С помощью интерактивных программ учащиеся могут более свободно выражать свое творчество, что повышает эффективность художественного образования.
Некоторые авторы дают искусственному интеллекту широкое определение компьютеризированной системы, демонстрирующей поведение, которое широко воспринимается как требующее наличия разума. Другие определяют искусственный интеллект как систему, способную рационально решать сложные проблемы или предпринимать надлежащие действия для достижения своих целей вне зависимости от условий [6; 10].
Глубокая трансформация охватила современное художественное образование благодаря развитию цифровых технологий, в частности, искусственного интеллекта (ИИ). С учетом стремительного роста информационных технологий, растет и интерес к ИИ как мощному инструменту, способному индивидуализировать учебный процесс, сделать его более интерактивным и эффективно развивать креативное мышление. Последние научные изыскания убедительно демонстрируют необходимость интеграции ИИ в образовательную практику, особенно в художественной сфере, где индивидуальность и возможности для творческой самореализации имеют первостепенное значение [7; 8].
3. Генеративный ИИ в художественном образовании
Платформы вроде ChatGPT, Midjourney и Runway преобразуют образование, предлагая новые способы создания визуального и текстового контента. Эти инструменты стимулируют как генеративное, так и критическое мышление, помогая студентам активно участвовать в процессе познания. Последние исследования показывают, что ИИ значительно повышает мотивацию обучающихся, вовлекая их в осмысленную и активную деятельность [8].
В последнее время среди быстро развивающихся технологий ИИ особое место заняли генеративные модели искусственного интеллекта, которые работают на модели генеративного предварительно обученного трансформера (Generative Pre-trained Transformer, GPT). Причем наибольшую известность получила модель ChatGPT, которая обладает мощными инструментами для обработки естественного языка (Natural Language Processing, NLP) [9].
Искусственный интеллект помогает в различных областях искусства, например, в анализе цветов, композиции и стилей. С его помощью учителя могут создавать подходы, основанные на индивидуальном обучении. Например, ИИ анализирует творческие работы учащихся и предоставляет им помощь и советы, которые они могут использовать. Повышение эффективности творческих работ может стимулировать создание новых творческих идей и концепций посредством программ на основе искусственного интеллекта, таких как генеративное искусство и технологии машинного обучения. В то же время, ИИ позволяет отслеживать работу учащихся и давать им рекомендации по улучшению своей работы. В рамках личностно-ориентированного образования искусственный интеллект может сформировать образовательную стратегию в соответствии с индивидуальными потребностями каждого учащегося. Например, учитывая творческие способности учащихся, методы обучения могут меняться автоматически. Инновационные подходы и искусственный интеллект в художественном образовании помогают раскрыть творческий потенциал учащихся, исследовать новые формы искусства и сделать обучение более эффективным. Они создают новые возможности для учителей искусства и обучают учащихся инновационному мышлению и творческой работе.
Настоящее исследование носит междисциплинарный характер и опирается на современные научные методы и подходы для комплексного изучения перспектив использования искусственного интеллекта в художественном образовании. Методологическая база объединяет знания из педагогики, информационных технологий и цифрового искусства, а также анализ существующих образовательных практик. Для достижения цели исследования применялись: анализ научной литературы и нормативно-правовой базы (включая законодательство Узбекистана [1–5]); контент-анализ цифровых платформ и ИИ-инструментов (таких как ChatGPT и Midjourney); сравнительно-сопоставительный метод (для оценки влияния ИИ на обучение); педагогическое моделирование (для разработки модели интеграции ИИ). При этом учитывались современные отечественные разработки в области информационных технологий и художественного образования [11; 12; 13].
В качестве вспомогательного средства технологии искусственного интеллекта (ИИ) служат творческим вспомогательным средством для студентов в художественном образовании. Например, с помощью ИИ можно редактировать произведения искусства, согласовывать композицию и цвета или автоматически разрабатывать шаблоны. Кроме того, ИИ ускоряет процесс выполнения и позволяет студентам работать быстро и эффективно.
Технологии ИИ помогают студентам улучшить свою работу, анализируя произведения искусства и определяя их положительные и отрицательные стороны.
Процессы автоматического редактирования с помощью искусственного интеллекта в автоматизированном редактировании и создании жанров помогают студентам создавать направления и жанры. С помощью алгоритмов ИИ можно анализировать и давать рекомендации о том, какими будут цвета, композиция и текст. Это, в свою очередь, позволяет студентам создавать новые и инновационные жанры искусства.
При творческом мышлении и создании концептов с помощью искусственного интеллекта студентам предоставляется возможность создавать новые концепты, дизайны и идеи. Например, ИИ ускоряет творческий процесс и предлагает студентам новые методы работы, цвета и композиции. Это помогает студентам развивать творческие идеи и позволяет им создавать новые подходы.
В индивидуальной и групповой работе студентов искусственный интеллект помогает анализировать индивидуальную и групповую работу студентов и определять направления обучения, соответствующие индивидуальным особенностям каждого из них. Кроме того, ИИ предоставляет обратную связь по работе студентов и дает практические рекомендации по развитию их творческих способностей.
Применение искусственного интеллекта в художественном образовании включает в себя несколько критериев:
- Автоматизация: искусственный интеллект упрощает автоматическое редактирование и разработку произведений искусства. Это ускоряет процессы и позволяет студентам эффективно тратить время.
- Творческая поддержка: ИИ помогает студентам давать советы и предложения в творческом процессе. Например, правильный выбор цветов, создание композиции и руководство другими творческими проектами.
- Полный анализ и оценка: с помощью ИИ появляется возможность анализировать любое произведение искусства, находить его достоверности и ошибки, что помогает улучшить работу студентов. Интеграция искусственного интеллекта в художественное образование создает ряд удобств. Например: интерактивный контент, индивидуализированное обучение. Кроме того, информационные технологии расширяют возможности создания произведений и творческих проектов в области художественного образования. С помощью искусственного интеллекта развиваются творческие способности студентов, и повышается их умение применять их в профессиональной деятельности.
Говоря об интеграции информационных технологий в художественное образование, технологии искусственного интеллекта помогают студентам, особенно в создании графических изображений, анимации и интерактивного контента.
В современном художественном образовании важное место занимают такие области, как компьютерная графика, анимация, видеомонтаж, 3D-моделирование, виртуальная реальность (VR) и анимация. Одной из важных задач является обучение студентов цифровым формам искусства и использованию современных технологий [11; 12; 13].
При изучении современного искусства культурное влияние, студенты знакомятся с различными культурными и этническими изменениями, через которые они пытаются создавать новые, многогранные работы. Образование в сфере искусства развивается в соответствии с требованиями современного мира и требует технологических инноваций, творческого мышления и междисциплинарных подходов в каждой области искусства. Это образование направлено на повышение личностного развития и творческих способностей человека, а также на гармонизацию искусства с современным обществом и глобальным миром. Развитие технологий ИИ в художественном образовании позволяет учащимся совершенствовать свои способности и достигать всестороннего творческого развития. Цифровые образовательные платформы и интерактивные инструменты создают новые возможности в области художественного образования. С помощью интерактивных программ, предназначенных для учащихся, они могут открыто выражать свои мысли при создании произведений искусства. Также с помощью интерактивных средств учащиеся могут участвовать в анализе произведений искусства, работе в различных стилях, создании композиций и их оценке.
В современном художественном образовании применяются различные генеративные ИИ-платформы (например, ChatGPT, Midjourney, DaVinci Resolve и др.), которые позволяют автоматизировать творческие процессы и развивать креативность студентов.
Такие платформы помогают развивать креативный потенциал учащихся, знакомя их с новостями в процессе создания. Кроме того, интерактивные технологии полезны и для учителей, поскольку они имеют возможность наблюдать и анализировать творческие процессы учащихся.
Основные результаты настоящего исследования обладают высокой новизной и практической значимостью, поскольку: предложена новая концепция интеграции ИИ в художественное образование, объединяющая индивидуализацию, генеративные технологии и цифровой анализ; разработаны методы применения ИИ для анализа, редактирования и генерации искусства, а также для персонализации обучения; выявлены эффективные цифровые инструменты (ChatGPT, Midjourney и др.) для поддержки творчества и оценки; доказана эффективность ИИ в развитии инновационного мышления и освоении новых форм цифрового искусства; предложен практический инструментарий для педагогов (цифровая обратная связь, автоматическая оценка, рекомендации по ресурсам и моделям обучения). Данное исследование вносит значительный вклад в развитие художественного образования, расширяя его методологические и технологические возможности и создавая основу для разработки образовательных программ нового поколения.
В ходе исследования был реализован ряд педагогических проектов, направленных на интеграцию искусственного интеллекта и творческой деятельности студентов. Студенты создали визуальные и драматические образы театральных актёров разных поколений, опираясь на генеративные технологии (рис. 1):
- пожилая узбекская актриса — воплощение опыта и эмоциональной глубины через костюм, макияж и сценическое выражение;
- молодая актриса — раскрытие внутренних сомнений и подготовки к первому выходу на сцену;
- пожилой актёр — философское прощание со сценой как символ передачи традиций молодому поколению.
Эти образы были сгенерированы и доработаны с помощью ИИ, что позволило студентам сочетать драматургию с цифровыми средствами и получить новые формы сценической интерпретации.
В рамках учебного процесса был реализован проект студентки Н. Алиевой «Волшебная новогодняя ёлочка» (кукольный театр). Сюжет сказки иллюстрирует ценности дружбы и веры в чудо, а использование ИИ помогло в создании визуального ряда и анимационных решений (рис. 2).
Студенты также создавали визуальные сцены по текстовым описаниям (рис. 3). Например, образ деревенской женщины, снимающей себя на видео в дождливую погоду, был воплощён средствами генеративного ИИ. Работа сопровождалась авторским диалогом на узбекском языке, что подчеркнуло культурную идентичность и усилило художественную выразительность.
Было подтверждено, что:
- применение ИИ стимулирует развитие креативного мышления и поисковых стратегий у студентов;
- наблюдается высокая вовлечённость обучающихся: они не только создают цифровые образы, но и анализируют их с позиции художественной выразительности и сценического воздействия;
- генеративные технологии могут служить инструментом как педагогической практики (создание учебных заданий), так и творческой самореализации студентов.
4. Сравнительный анализ генеративных ИИ-платформ в художественном образовании
Результаты исследований по применению генеративных ИИ в художественном образовании представлена в таблице 1. Данная таблица представляет собой сравнительный анализ научных и прикладных исследований, посвящённых использованию генеративных искусственных интеллектов (ГИИ) в сфере художественного образования. В фокусе находятся такие инструменты, как ChatGPT, Midjourney, DaVinci Resolve (с ИИ-инструментами), Generative Fill (Adobe), Audo Studio, Auphonic и другие. Таблица включает в себя три ключевых аспекта: сферу применения, особенности использования и основные эффекты, зафиксированные в исследованиях и образовательной практике.
Таблица 1. Результаты исследований по применению генеративных ИИ в художественном образовании
| Инструмент / Исследование | Сфера применения | Основные результаты и выводы |
| ChatGPT (OpenAI) | Текстовая практика, арт-критика | Используется для генерации описаний, сценариев, рефлексивных эссе и диалогов; помогает студентам формулировать идеи, анализировать произведения искусства, структурировать тексты. |
| Midjourney | Визуальное искусство, дизайн | Стимулирует воображение и расширяет визуальный словарь обучающихся; используется для создания эскизов, концепт-артов и коллажей; открывает возможности для экспрессии у студентов без классических художественных навыков. |
| DaVinci Resolve (с ИИ-инструментами) | Монтаж, кинематографическое образование | Инструменты авто цветокоррекции, шумоподавления и "умной" нарезки значительно сокращают техническое время на постобработку, позволяя студентам сосредоточиться на содержании. |
| Generative Fill (Adobe Photoshop) | Цифровая живопись, фотоарт | Обеспечивает высокую степень свободы в редактировании и дополнении изображений; способствует экспериментам с композицией и стилистикой. |
| Audo Studio / Auphonic | Звук, аудиовизуальное искусство | Применяются для автоматического улучшения качества аудио, шумоподавления, баланса звука; позволяют студентам сосредоточиться на композиции, а не на технических аспектах записи. |
| Смешанные исследования | Мультимедийные проекты | Исследования показывают, что интеграция ГИИ в художественные дисциплины повышает мотивацию, ускоряет создание проектов, способствует междисциплинарному мышлению. Возникает необходимость развития цифровой эстетики и критического мышления. |
В ходе исследования были реализованы педагогические проекты, ориентированные на интеграцию технологий искусственного интеллекта в художественное образование. Студенты разрабатывали визуальные и драматические образы актёров с использованием генеративных инструментов, а также создавали цифровые сцены на основе текстовых описаний. Такой подход позволил объединить традиционную драматургию с современными цифровыми средствами и расширить спектр художественных интерпретаций.
Отдельное место в исследовании заняла кукольная постановка, в которой применение ИИ обеспечило визуализацию и анимацию сказочного сюжета, придав постановке динамику и выразительность. Полученные данные свидетельствуют о том, что использование ИИ стимулировало развитие креативности студентов и формирование междисциплинарных навыков. Отмечалась высокая вовлечённость обучающихся: они активно экспериментировали с цифровыми образами и анализировали их художественную выразительность. Практический опыт подтвердил педагогическую ценность ИИ не только как инструмента автоматизации, но и как эффективного средства развития критического мышления и построения индивидуальных образовательных траекторий.
5. Заключение
Исследование подтвердило эффективность внедрения искусственного интеллекта в художественное образование. Результаты показали, что:
- генеративные технологии открывают новые возможности сценической и визуальной интерпретации;
- использование ИИ повышает вовлечённость студентов и стимулирует их к экспериментам;
- платформы ИИ одновременно развивают художественные и цифровые компетенции;
- практика доказала их ценность не только для автоматизации, но и для формирования индивидуальных образовательных траекторий и развития критического мышления.
Таким образом, искусственный интеллект выступает инновационным инструментом обучения, объединяющим творческую самореализацию и профессиональную подготовку студентов.
Самигова, Г.А., Тилляшайхова, М.А. Инновации в художественном образовании: разработка интерактивных элементов с использованием искусственного интеллекта // Культура и технологии. 2025. Том 10. Вып. 3. С. 141-149. DOI: 10.17586/2587-800X-2025-10-3-141-149
- Law of the President of the Republic of Uzbekistan dated September 23, 2020 No. ZRU-637 "On Education". Available at: https://lex.uz/docs/5013007 (accessed date: 25/5/2025).
- Decree of the President of the Republic of Uzbekistan dated January 28, 2022 No. UP-60 "On the Development Strategy of New Uzbekistan for 2022-2026". Available at: https://lex.uz/docs/5841063 (accessed date: 25/5/2025).
- Decree of the President of the Republic of Uzbekistan dated October 5, 2020 No. UP-6079 "On approval of the Strategy "Digital Uzbekistan - 2030" and measures for its effective implementation". Available at: https://lex.uz/docs/5030957 (accessed date: 25/5/2025).
- Resolution of the President of the Republic of Uzbekistan dated October 6, 2020 No. PP-4851 "On measures to further improve the information technology education system, develop scientific research and its integration with the IT industry". Available at: https://lex.uz/docs/5032128 (accessed date: 25/5/2025).
- Resolution of the President of the Republic of Uzbekistan dated 28.04.2020 No. PP-4699 "On measures for the widespread introduction of the digital economy and e-government". Available at: https://lex.uz/docs/-4800657 (accessed date: 25/5/2025).
- Morhat, P.M. (2018). On the Issue of the Legal Definition of the Term “Artificial Intelligence”. The Academic Journal of Moscow City University. Series: Legal Sciences. No. 2(30). 74-80.
- Morhat, P.M. (2017). Artificial Intelligence: A Legal Perspective. P.M. Morhat.
- Morhat, P.M. (2018). Possibilities, Features, and Conditions for the Application of Artificial Intelligence in Legal Practice. Court’s Administrator. Np. 2. 8-12.
- Dale, R. (2021). GPT-3: What's it good for? Natural Language Engineering. No. 27(1). 113-118. DOI: 10.1017/S1351324920000601.
- Aripov, M., Begalov, B., Begimkulov, Sh., Mamarajabov, M. (2018). Artificial Intelligence: A Modern Approach. Textbook. Tashkent. Ministry for the Development of Information Technologies and Communications of the Republic of Uzbekistan. 4-5.
- Tillashaykhova, M.A. (2024). Information Technologies. Textbook. Tashkent. Zebo Print.
- Kurbanova, A.T. (2023). Information Technologies in Art Education. Study Guide. Tashkent. Zebo Print.
- Samigova, G.A. (2024). Information Technologies in Art Education. Textbook. Tashkent. Zebo Print.








