Введение

Цифровизация в процессе своего интенсивного развития стала оказывать всё возрастающее влияние не только непосредственно на технологии, и связанные с ними производство и сервис, но и в значительной мере на изменение образа жизни значительных страт общества, и даже на формирование новой общественной страты — цифрового креативного человека. Новый класс отличается как по уровню образования и доходов, так и по формам организации жизни и времени [1]. Средний класс дифференцируется на высокооплачиваемый и уже диктующий свою повестку «креативный класс» и на низкооплачиваемый «прекариат» [3].

Основная часть

Процентное содержание креативного класса по странам, и, следовательно, уровень интенсивности его влияния на изменения требований к уровню жизни различаются в зависимости от уровня развития цифровизации в странах и количества граждан, занятых в этой или соседних сферах по сравнению с общим количеством населения в стране. Так, одним из значимых показателей является рейтинг ООН по развитию электронного правительства.

К концу 2022 года Россия находилась на 42-ом месте из 193 стран мира против 36-ом двумя годами раньше. По отношению к общему количеству населения и влиянию на изменение требований к качеству жизни, Россия находится на среднем уровне.

В связи с этим представляется целесообразным рассмотреть и, возможно, учесть опыт стран-лидеров [5].

Среди стран-лидеров можно выделить постсоветскую Эстонию, находящуюся на 8 месте в 2022 году. Уже более 10 лет эта страна находится в лидерах по развитию цифровизации и внедрению её результатов во все слои населения. Эстонию можно рассматривать как пилотный пример, когда малое общее количество населения сочетается с интенсивным наполнением различных сфер жизни технологиями и цифровизацией. Такое плотное влияние цифровизации на душу населения спровоцировало изменение традиционного образа жизни для различных сообществ.

Так, креативный класс задает требования к уровню и качеству жизни в различных сферах, что нашло отражение и в организации жилищного строительства и загородного отдыха, что в значительной мере связано с дачами.

Особый русский институт дач, сложившийся в начале XX века, приобрел массовый характер в ходе реализации хрущевской жилищной политики. В 1970–1980-е годы дачи становятся частью повседневной жизни советского среднего класса. Массовое дачное строительство стало одним из факторов развития теневой экономики — чёрного рынка строительных материалов и техники. Новые подходы формируются в постсоветское время, и для среднего класса разделяются на две категории, когда свойственная позднесоветскому периоду «двудомность» исчезает в условиях новой структуры постиндустриального цифрового общества. Происходит цифровой водораздел дачных пользователей: «креативный класс» отказывается от строительства дач и использования их в качестве второго дома и подсобного хозяйства, что остается основной целью дачников, всё в большей степени, переходящих в группу «прекариата». В связи с этим резко дифференцируются строительно-архитектурные и технологические подходы для удовлетворения новых потребностей в загородном отдыхе. В результате атомизации труда имущего «креативного класса», для которого время труда и досуга неразделимо, формируются новые требования к загородному отдыху и жилью. Им важно жильё, обеспечивающее мобильность и разнообразие отдыха, то есть не требующее постоянного личного участия в содержании и поддержании качества загородной недвижимости; не нуждающееся в привязке к месту; средней ценовой группы; быстро заменяемое на другие регионы и страны. Тип жизни и уровень доходов «креативного класса» стимулируют главным образом развитие системы аренды загородной недвижимости.

Опыт Эстонии, далее других стран постсоветского пространства продвинувшейся в цифровизации, использовании искусственного интеллекта и роботизации технологических процессов, показал, что средний класс также расслаивается на «креативный класс» [1, 2] и «прекариат» [1, 3]. По ежемесячной статистике средней зарплаты по 14 ведущим отраслям эстонской экономики видна тенденция роста оплаты знаниеёмкого труда, связанного с развитием человеческого капитала.

Так по Таллину за июнь 2023 года среди шести самых высоких средних зарплат оказались отрасли: ИТ и связь (3335 €); здравоохранение (2771 €); а также образовательная деятельность (2532 €). При этом в инфотехнологической сфере почти 85% (около 20 000 человек) трудятся дистанционно. Атомизация труда стала быстрорастущим трендом (ускорившимся в ходе пандемии). А всего в качестве фрилансеров в Таллине трудится около трети всех работников.

Соответственно, у них нет разделения на время труда и время досуга, и нет установленного рабочего места. Индивидуализация труда при высоком доходе карнавализирует стиль жизни креативного класса, превращая такого работника в Homo ludens — человека играющего [4], что, в свою очередь, меняет городскую среду и представления о достаточности жилья. В Таллине создаются малоэтажные жилые районы, практически, в центре города, с увеличенной площадью квартир и террасами (рис. 1).

Рис. 1. Ул. Веэренни, Таллин

Местами загородного отдыха становятся гольф-клубы и яхт-клубы с одноэтажными гостиницами и примыкающими к номерам террасами. Популярны также так называемые туристские хутора с несколькими номерами гостиничного типа и домашним питанием.

На рис. 2 и 3 показаны туристские хутора в интересной природной среде.

Рис. 2. Туристический хутор Куке
Рис. 3. Туристический хутор Лаугу

Департамент государственных лесов создаёт мини-гостиницы с многокилометровыми тропами здоровья и площадками для костров. Растёт популярность двух-трёхдневного пребывания в СПА-гостиницах. Перешедшая с советских времён «двудомность» среднего класса (квартира в спальном районе + дача с огородом) заменяется на квартиру с рабочим кабинетом фрилансера в городском малоквартирном (на 2–4 квартиры) доме и возможностью краткосрочного отдыха с высоким уровнем комфорта в максимально сохранившейся природной среде и возможностью общения с небольшим кругом «родственных душ». Происходит реинкарнация некогда популярного среди интеллигенции «палаточного» туризма с кострами и песнями под гитару при том, что палаточный неуют заменяется пятизвёздочным уровнем комфортности максимально индивидуализированного жилья и близостью общественных пространств.

Департамент лесного хозяйства Эстонии благоустраивает интересные природные уголки леса, устраивая место для костра с висящим чайником над кострищем, лавками и дощатыми дорожками по лесам и болотам. На рис. 4 представлена тропа через болото Мукри и башня для наблюдения за птицами и дикими животными, а на рис. 5 — туристическая тропа через болото Туху.

Рис. 4. Природная тропа на болоте Мукри
Рис. 5. Болото и туристическая тропа Туху

Таким образом, высокая доля креативного класса при устойчивой цифровизации в стране повлияла на развитие разнообразия и насыщенность вариантов отдыха и качества жилья в целом, значительно изменив пригородные ландшафты, сервисы и инфраструктуру загородной жизни.

Что же касается России, то пока конкурентных массовых предложений, когда сочетаются новые идеи, спрос креативного класса, сервис, инфраструктура и ценовой баланс, крайне мало.

Заключение

В настоящее время, аренду загородной недвижимости для российских индивидуальных пользователей можно классифицировать следующим образом:

  1. традиционные отели и базы, востребованные городскими жителями, и малоинтересные для «креативного класса»;
  2. некоторое количество построенных 20–30 лет назад коттеджей, сдаваемых в краткосрочную аренду, с высокими издержками эксплуатационных платежей, из-за кустарного строительства, и, следовательно, с нерыночными ценами, представляющими некоторый интерес для групп;
  3. создаваемые для индивидуальных пользователей глэмпинги разной ценовой категории. Но эти варианты до сих пор являются нишевыми, не выйдя на типовое тиражирование.

Таким образом, для строительной и лесопромышленной отраслей России значимым элементом стратегического развития, которое будет пользоваться всё возрастающим спросом по мере цифровизации страны и развития креативного класса, можно сформировать направления, характеризующиеся низкими рисками, быстрой окупаемостью и высокой рентабельностью:

  1. создание большого количества типовых, высокотехнологических, возможно мобильных загородных пространств для краткосрочной аренды индивидуальными пользователями с доходами выше среднего, возможно специализированных по видам отдыха и спорта;
  2. в перспективе создание «советского» туристического отдыха с современной ландшафтной архитектурой.
Bibreference

International

Podolyanez, L.A., Vaingort, V.L. (2024) Experience and Prospects of Cottage Construction in the Post-Soviet Space in the Conditions of Digitalization. Culture and technologies studies. Vol. 9, № 4. P. 193-198. Available at:  http://cat.itmo.ru/en/2024/v9-i4/516, DOI: 10.17586/2587-800X-2024-9-4-193-198

Russian

Podolyanez, L.A., Vaingort, V.L. Experience and Prospects of Cottage Construction in the Post-Soviet Space in the Conditions of Digitalization // Culture and technologies studies. 2024. Vol.  9. № 4. P. 193-198. DOI: 10.17586/2587-800X-2024-9-4-193-198

DOI
10.17586/2587-800X-2024-9-4-193-198
References
  1. Vajngort, V.L., Podoljanec, L.A. (2021). Transformacija struktury obshhestva, haraktera biznesa i gorodskoj sredy pri perehode k naukojomkoj jekonomike (sravnitel'nyj analiz po Sankt-Peterburgu i Jestonii). In Tehnologicheskie trendy i naukoemkaja jekonomika: biznes, otrasli, regiony. O.N. Korablevoj et al. (eds.). SPb. Asterion. 216-227.
  2. Florida, R. (2007). Kreativnyj klass: ljudi, kotorye menjajut budushhee. M.: Klassika-XXI. 421p.
  3. Stending, G. (2014). Prekariat: novyj opasnyj klass. Moscow. Ad Marginem Press. 328 p.
  4. Hjojzinga, J. (2011). Homo ludens. Chelovek igrajushhij. SPb. Izd-vo Ivana Limbaha. 416 p.
  5. Rejting jelektronnogo pravitel'stva OON (EGDI). TAdviser. Available at: https://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Рейтинг_электронного_правитель…. (accessed date: 26/11/2024).
English