Указанная тематика является весьма дискуссионной в современных цифровых трансформационных реалиях системы высшего образования. Так, в своей статье Л. Г. Пак отмечает в формате задачи для всей системы высшего образования организацию качественно-новых подходов к социализации цифрового поколения обучающихся, при этом указанная задача теснейшим образом перекликается с обеспечением профессиональной подготовки [1, с. 190]. Также Л. Г. Пак обращает внимание на наличие необходимой совокупности отечественной теоретической базы, содержащей фундаментальные концепции социализации обучающихся, которые, полагаем, можно использовать, в том числе, и в рамках формирования цифровой гигиены обучающихся в современной России. Согласимся с позицией автора о необходимости комплексного подхода к решению обозначенной автором проблематики, прежде всего, со стороны заинтересованных субъектов образовательных правоотношений. Методологическим аспектам педагогики в контексте цифровых гуманитарных наук уделяет внимание Е. Г. Гаевская [2, с. 111]. Полагаем, особую значимость и исследовательский интерес будут иметь теоретико-практические разработки междисциплинарного характера, подготовленные на стыке различных наук. Например, в философском аспекте рассматривает цифровую педагогику М. Ю. Гудова [3]. Безусловно, философский подход к обозначенной в статье проблематике необходим, ввиду разрушения в настоящее время у молодежи целостного, системного восприятия, наличия клипизации мышления, а противостоять этому возможно через понимание философских основ цифровой гигиены. Необходимо минимизировать факты подмены у молодежи знаний информацией и мнениями.

Освоение обучающимся образовательной программы осуществляется в формируемой отдельным вузом образовательной среде1, включая электронную информационно-образовательную среду, требования к которой определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами по конкретному направлению подготовки и специальности. Применительно к предмету исследования в данной статье особенностью такой среды является ее цифровой характер. Именно формированию цифровых компетенций уделяется пристальное внимание в настоящее время. В вузах правоохранительной направленности существует специфика операций, осуществляемых с информацией, ввиду отнесения информации к сведениям, составляющим государственную тайну (в соответствии со степенями секретности). Кроме того, сегодняшние обучающиеся вузов правоохранительной направленности — это завтрашние сотрудники правоохранительных органов.

Особый правовой статус всех участников образовательных отношений включает в себя требования по формированию цифровых навыков, которые корреспондируют правам и обязанностям с целью обеспечения безопасного обращения с информацией. В. А. Гусев объективно отмечает факт отсутствия у государственных правоохранительных органов эффективных инструментов профилактики киберпреступлений и совершенно, на наш взгляд, справедливо указывает на актуальность самостоятельного обеспечения личной безопасности [4, с. 103]. Полагаем, уместно судить об информационной безопасности в вузе (в контексте цифровой гигиены) в том числе. Закономерен вопрос о том, кто из участников образовательных правоотношений в наибольшей степени оказывает воздействие на формирование цифровой гигиены в вузе? Однозначно, соблюдение правил цифровой гигиены всеми участниками образовательных правоотношений минимизирует риски возникновения обстоятельств, способствующих совершению преступлений, прежде всего, в цифровой сфере. Отдельным аспектам подобного рода преступлений посвящено исследование Н. В. Летелкина [5].

О распространении цифровых технологий в различных сферах жизнедеятельности, где образование не является исключением, свидетельствуют неутешительные статистические сведения о количестве киберпреступлений в России. Например, за минувшие пять лет количество киберпреступлений выросло в 2,3 раза — с 294 тысяч в 2019 году до 677 тысяч в 2024 году. При этом за последнее время сам характер киберпреступности заметно изменился: специалисты отмечают рост утечек и незаконной коммерциализации персональных данных, а в 2023 году к нему добавилась новая угроза — выросло количество кибератак с целью разрушения информационных систем, а не с целью создания инфоповода или получения выкупа [6].

Участникам образовательных отношений и экспертному сообществу необходимо осознавать, что вектор цифровизации социально ориентирован и важнейшим индикатором выступает кибербезопасность [7]. Сегодня мы уже спокойно можем утверждать, что цифровые технологии — это уникальный механизм для разностороннего развития современной образовательной организации, включая повышение качества образовательного процесса в целом [8]. Вместе с тем, возвращаясь к вопросу о системном воздействии участников образовательных правоотношений на состояние цифровой гигиены в вузе заметим, что ответ кроется в федеральном законодательстве [9]. Так, в ст. 2 Федерального закона № 273 «Об образовании в Российской Федерации» приведены основные понятия, среди которых «образование» представляется как целенаправленный процесс воспитания и обучения, следовательно, обучающее и воспитывающее воздействие направлено от субъекта к объекту, которым является обучающийся, чей статус в системе образовательных правоотношений, на наш взгляд, достаточно сложен, ведь обучающийся является объектом и одновременно субъектом образовательных правоотношений. К слову, по поводу статуса обучающегося интересная точка зрения у М. В. Кочеткова, который в свое время, уделяя внимание понятийно-категориальному аппарату в теории образования, отмечал некорректность использования понятия «обучающийся» [10]. Считаем, отчасти точка зрения автора актуальна и сейчас. Ведь законодатель, заменив понятие «обучаемый» на «обучающийся», тем самым фактически исключил любого рода воздействие на него, будь то воспитательное или обучающее, а и то, и другое продолжает существовать. Более того, именно в процессе правоотношений формируется необходимая вузу образовательная среда и цифровая гигиена как ее неотъемлемая составляющая.

К полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования наряду с иными относят и формирование, и ведение федеральных информационных систем, федеральных баз данных в сфере образования, в том числе обеспечение конфиденциальности содержащихся в них персональных данных в соответствии с законодательством Российской Федерации. В этой связи особо актуальным представляется вопрос о формировании цифровых компетенций у участников образовательного процесса (преподаватель и обучающийся). Представляется целесообразным сделать это для преподавателей путем изучения методической документации, литературных источников, дополнительного профессионального образования, а для обучающихся — посредством определения ядра учебных дисциплин на уровне федерального государственного образовательного стандарта по соответствующему направлению подготовки и (или) специальности. Помимо указанного обстоятельства стоит исходить из необходимости их реализации профильной кафедрой. Например, в СК России на уровне образовательных программ в ходе подготовки будущих специалистов сформировано ядро учебных дисциплин, позволяющих формировать необходимые цифровые компетенции на базе специально созданной кафедры информационных технологий и организации расследования киберпреступлений.

Во многом цифровые технологии способны оптимизировать работу в образовательных организациях. Представляется, что автоматизация образовательного процесса должна оказывать посильную помощь образовательной организации для достижения поставленных образовательных целей, однако, она требует психологической адаптации участников образовательного процесса к новым технологиям, способам работы, освоению навыков и новых способов безопасной работы с информацией.

Президент Российской Федерации В. В. Путин, уделяя внимание проблемам в области сохранения и укрепления традиционных ценностей определил, что их решение должно осуществляться по ряду направлений, среди которых:

  • развитие и совершенствование форм и методов противодействия рискам, связанным с распространением деструктивной идеологии в информационном пространстве;
  • совершенствование форм и методов воспитания и образования детей и молодежи в соответствии с целями государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей [11].

Примечательно, что в Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 28.02.2024 № 145 (далее – СНТР) [12], определены векторы долгосрочного научно-технологического развития. СНТР при этом направлена на научно-технологическое обеспечение реализации задач и национальных приоритетов Российской Федерации, где образовательный приоритет, полагаем, является первостепенным, о чем свидетельствуют масштабные изменения в сфере образования с предварительной реализацией пилотных образовательных проектов.

В этой связи отметим, что для реализации СНТР требуется консолидированная позиция применительно к объекту нашего исследования со стороны федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, научно-образовательных сообществ и институтов гражданского общества по созданию благоприятных условий цифровизации образования в целом и цифровой гигиены в частности. Ведь именно находящиеся в руках перечисленных субъектов инструменты должны обеспечивать на должном уровне цифровую гигиену. СНТР является отправной точной для формирования нормативно-правового инструментария, который, считаем, призван стать фундаментом в вопросах цифровизации образования и цифровой гигиены. Высокий темп освоения новых компетенций диктует необходимость разработки методических рекомендаций в вопросах цифровой гигиены участников образовательного процесса, что увеличит эффективность национальных стратегий безопасности, включая информационную.

Наиболее значимым для научно-технологического развития большим вызовом, закрепленным в СНТР, являются как раз новые гибридные внешние угрозы национальной безопасности, в том числе информационные, усиление их взаимосвязи с внутренними угрозами национальной безопасности.

С учетом формирования государственной политики в области образования в условиях больших вызовов требуется именно научное обоснование мер, которые государство и общество должны принять для противодействия возможным угрозам персональных данных в условиях цифровизации образования. Лишь своевременное создание нормативно-методического базиса будет способствовать эффективному противодействию угрозам информационной безопасности в вузах. К слову, ранее нами в одной из статей [8] приводился яркий пример наличия типов публикаций базы данных РИНЦ по цифровизации образования (рис. 1).

Рис. 1. Распределение научных публикаций по цифровизации образования по типам (данные по Российскому индексу научного цитирования, РИНЦ)

Диаграмма достаточно наглядно отражает, что основной площадкой для обсуждения проблем цифровизации образования и вопросов цифровой гигиены как ее неотъемлемой составляющей являются конференции, основной формой подачи материала — статьи. Вместе с тем, в условиях цифровизации образования и стоящими в этой связи задачами, участникам образовательного процесса необходимо обратить более пристальное внимание на то, что методическое обеспечение, как неотъемлемая часть образовательных программ, находится на стартовой позиции, в связи с чем его показатели достаточно малы. Кроме того, цифровая эра требует от участников образовательного процесса концептуально иного подхода к организации самого обучения.

В данной статье автор умышленно не дублировал многочисленные правила цифровой гигиены, которые, безусловно, важны и заслуживают внимания в рамках отдельных исследований.

С учетом изложенного автор полагает, что начинать формировать цифровую гигиену в вузе нужно посредством ресурсного обеспечения, к которому относится соответствующее:

  • нормативно-правовое обеспечение;
  • кадровое обеспечение;
  • финансовое обеспечение; информационное обеспечение;
  • научно-методическое и учебно-методическое обеспечение;
  • материально-техническое обеспечение.

Сноски

  1. Под средой в данном случае автор подразумевает совокупность условий, необходимых для обучения, воспитания и развития человека, становления его личности.
Библиографическое описание

Бокарева, Т.С. Цифровая гигиена участников образовательных отношений в условиях цифровизации образования // Культура и технологии. 2024. Том  9. Вып. 4. С. 174-179. DOI: 10.17586/2587-800X-2024-9-4-174-179

DOI
10.17586/2587-800X-2024-9-4-174-179
Литература
  1. Пак Л.Г. Социализация цифрового поколения студенческой молодежи в архитектонике высшего образования: теоретико-прикладной аспект // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. 2021. № 1(37). С. 190-204. DOI: 10.32516/2303-9922.2021.37.16.
  2. Гаевская Е.Г. Педагогика как область цифровых гуманитарных наук // Коммуникология: электронный научный журнал. 2019. Том 4. № 2. С. 110-120. URL: https://drive.google.com/file/d/1NVeLuCJi-GCIFaPz6tcdHKSfTvi_AaAL/view (дата обращения: 12.12.2024).
  3. Гудова М.Ю. Цифровая педагогика как составная часть философии образования // Цифровая педагогика: от дидактики к педагогическому дизайну: сборник статей Международной научно-практической конференции. Конвент — УГИ 2023 (Екатеринбург, 31 марта — 1 апреля 2023 г.). Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2023. C. 3-6. URL: http://elar.urfu.ru/handle/10995/127325 (дата обращения: 12.12.2024).
  4. Гусев В.А. Цифровая гигиена vs. кибербезопасность // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2022. Том 27. № 1(88). С. 102-108. DOI: 10.24412/1999-6241-2022-188-102-108.
  5. Летелкин Н.В. Уголовно-правовое противодействие преступлениям, совершаемым с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть «Интернет»). Монография. Москва: Проспект, 2020. 176 с.
  6. Козин Н. Количество киберпреступлений в России выросло в 2,3 раза за пять лет // Парламентская газета. 16 апреля 2024 г. URL: https://www.pnp.ru/social/kolichestvo-kiberprestupleniy-v-rossii-vyrosl… (дата обращения: 04.12.2024).
  7. Бокарева Т.С. Цифровизация как тренд современного образования // Глобализация и публичное право: Материалы Международной научно-практической конференции, Москва, 19 ноября 2021 года. Москва: Российский университет дружбы народов (РУДН), 2021. С. 115-126.
  8. Бокарева Т.С. Повышение качества образовательного процесса в образовательных организациях Следственного комитета Российской Федерации путем использования элементов геймификации // Вестник Санкт-Петербургской академии Следственного комитета. 2024. № 2(2). С. 41-48.
  9. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 28.12.2024) «Об образовании в Российской Федерации».
  10. Кочетков М.В. Обучаемые или обучающиеся? // Высшее образование в России. 2004. № 8. С. 130-131.
  11. Указ Президента РФ от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
  12. Указ Президента РФ от 28.02.2024 № 145 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации».
Russian