В конце ХХ – начале ХХI века отрасль «Связь» в России испытывала необыкновенный подъём, она развивалась, прирастала новыми технологиями и продукцией, инновационными возможностями и направлениями. Весь мир, и в первую очередь, всемирно известные бренды и фирмы — производители коммуникационного оборудования, стремился внедриться на бескрайний рынок Российской Федерации. Будущее виделось ярким и многообещающим. Неудивительно, что именно в таких условиях, в преддверии 300-летнего юбилея Санкт-Петербурга привлёк внимание Центральный музей связи, в течение 26 лет закрытый для посетителей, находящийся в аварийном здании, где любое пребывание даже музейных сотрудников было опасным и могло закончиться обрушением конструкций [1].
Центральный музей связи, основанный ещё в 1872 году начальником Телеграфного департамента Российской империи Карлом Карловичем Людерсом (рис. 1), впоследствии собравший значительные фонды аппаратов и приспособлений связи, в числе которых: первый приёмник А. С. Попова, первый электромагнитный телеграф П. Л. Шиллинга, первые космические приборы, первые телевизионные аппараты, значительный объём почтовых коллекций, фонд государственных знаков почтовой оплаты, — именно этот музей, являясь одновременно главным музеем связи и главным почтовым музеем страны, требовал полной реконструкции с реставрацией. Кроме того, в 1998 году музей был лишён государственного финансирования и не был вписан в реестр государственных музеев России.
Именно от отрасли связи, во главе которой стояли специалисты из Санкт-Петербурга, знакомые с уникальными коллекциями музея и обладающие на тот момент административными возможностями, было официально выдвинуто предложение Министерству культуры возродить Центральный музей связи имени А. С. Попова. С этой целью были предприняты усилия по восстановлению государственного статуса музея, созданию Российского фонда истории связи для сбора средств компаний и фондов на реконструкцию, реставрацию и создание новых экспозиций, и, наконец, открытию музея к 300-летию Санкт-Петербурга в мае 2003 года (рис. 2).
Цели и миссия музея, установленные учредителями, направляли персонал старейшего научно-технического музея страны собирать, изучать и показывать достижения человеческой мысли в области связи за всю историю ее существования, настоящее и будущее отрасли. Своими программами возрождённый музей должен был содействовать воспитанию молодого поколения научно-технической интеллигенции, профориентации и преемственности поколений, стать методическим центром ведомственных музеев связи и почты на территории России.
К 2015 году, уже имея содержательную постоянную экспозицию наряду с образовательными и социальными задачами, ЦМС имени А. С. Попова всё больше и больше сталкивался с целями и задачами рекреационными, которые приносят популярность и доход музею со сложным финансовым положением.
Задачей музея становится включение в программу внутреннего туризма и обеспечение широкой информации о своих коллекциях и программах на всей территории Российской Федерации, при этом оставаясь в рамках основной тематики музея при работе над выставками и экспозициями. Музей направил свои усилия на представление последних достижений в области телекоммуникаций, информационных технологий, космической отрасли с привлечением научных, образовательных, производственных подразделений отрасли «Связь».
С момента своего открытия ЦМС имени А.С. Попова предоставляет своим посетителям, научным и образовательным учреждениям, общественным организациям, компаниям и ассоциациям, работающим в отрасли и в регионе, специфическую «атмосферу» для проведения мероприятий, относящихся к культурно-просветительной, научно-познавательной, воспитательной и рекреационной деятельности, таких, как например, формы, производные от просветительско-воспитательной функции музея: лекции, консультации, музейные уроки, музейные занятия; формы, производные от научно-исследовательской функции музея, это: конференции, семинары, конкурсы, круглые столы; формы, производные от рекреационной функции музея: экскурсии, презентации, мастер-классы, концерты, показы, фестивали (рис. 3).
Таким образом, к концу 2015 года первоначальная миссия музея выполнена. Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральный музей связи имени А. С. Попова» — уже культурно-исторический центр отрасли «Связь», обеспечивающий широкий реальный и виртуальный доступ к историческому наследию, а также центр документирования и публичного представления знаний по развитию связи и вкладу российских инженеров и изобретателей в мировой научно-технический прогресс; форум для молодёжных программ и площадка, на которой научные сообщества, такие как: фундаментальная наука, образование, производство, администрация и общество, чувствуют себя комфортно. Своими программами музей стремился транслировать знания о современном развитии телекоммуникаций и влиянии этого развития на жизнь каждого человека отдельно и общества в целом с использованием современных технических средств и информационно-коммуникационных технологий (рис. 4).
Участие компаний связи в возрождении Центрального музея связи не стало чисто формальным, оно приобрело концептуальное значение, поскольку стоявший во главе проекта министр связи и информатизации Леонид Дододжонович Рейман, его заместители, руководители департаментов Министерства по связи и информатизации, руководитель «Связьинвеста» Валерий Николаевич Яшин, руководители компаний связи, руководители фонда «РФИС» — все поддержали начинание и увидели в возрождении музея определённый символ «Отрасль на подъёме». Поэтому для отечественных компаний связи и зарубежных, работавших на территории Российской Федерации, стало престижно принять участие в проектах, по сути, создания нового Центрального музея связи. Этим объясняется официальная и довольно многочисленная «Доска спонсоров», расположенная при входе в музей, чтобы её сразу видели посетители и гости, считывали с неё актуальную информацию. Доска же стала, как объект интерпретационного дизайна, транслировать посетителям и гостям своё закодированное послание: — «Присоединяйтесь. Сегодня музей в тренде» (рис. 5).
Музей можно очень условно назвать «апологетом» мира связи, имея в виду его активное участие в начале 2000-х годов в пропаганде отраслевых достижений и инноваций, систем и теорий. Построив умную постоянную экспозицию, сопровождая её аутентичными временными выставками, деликатно сочетающими музейные задачи и задачи корпоративной культуры отрасли, музей постепенно «выстраивал» свой успех. К научно-познавательной и просветительской функциям ЦМС имени А. С. Попова с открытием музея после реконструкции прибавилась и социальная функция, которая включала вновь поставленную учредителями задачу — выполнение функций методического центра общественных музеев связи и историко-культурного центра отрасли. ЦМС имени А. С. Попова в определённой степени представлял собой «лицо» отрасли для отечественного и зарубежного бизнеса и мирового музейного сообщества. Этому немало способствовали передача по инициативе министра Л. Д. Реймана оригинальной технологической модели ретрансляционного спутника связи «Луч-15» ко дню открытия музея; пополнение фондов новыми и новейшими технологиями, предметами техники и государственными знаками почтовой оплаты, выходящими в обращение во всём мире. Спутник был размещен во входной зоне музея и привлекал своим масштабом и редкостью внимание абсолютно всех вошедших в музей людей.
Публичному представлению способствовало и участие ЦМС имени А.С. Попова в международных мероприятиях Международного Совета музеев «ICOM» и его подкомитетов с докладами и презентациями сотрудников. Музей посещали самые уважаемые гости отрасли, главы Всемирного Почтового союза, Всемирного союза электросвязи, Международного комитета научно-технических музеев и музеев транспорта «СИМЮЗЕТ» и «ИАТМ» Международного союза музеев «ICOM», президенты Всемирного клуба редкой филателии, федераций международной филателии. Таким образом, ЦМС имени А.С. Попова после длительного перерыва очень быстро вернулся в метасистему музейного мира и получил значимую известность в отечественных и зарубежных кругах связистов и музейщиков.
Множество ярких событий проходило в этот период в Центральном музее связи имени А. С. Попова. Отрасль использовала «атмосферу связи», созданную в музее, для проведения событий международного уровня, таких как:
- Конференции Всемирного Почтового союза (ВПС) с биеннале «Почтовая тройка» при участии генеральных директоров Международного бюро ВПС: Томаса Лииви (до 2004), Эдуара Даяна (2005-2012), Башира Хусейна (2013-2021).
- Мероприятия Международного Союза электросвязи (МСЭ), посвящённые юбилеям и памятным датам, с участием генеральных секретарей: Хамадуна Туре (Мали) (2007-2014), Хоулиня Чжао (Китай) (2014 – н.вр.), которые принимали участие в торжественных мероприятиях, конференциях, открытии памятных и мемориальных досок в музее.
На площадках ЦМС имени А. С. Попова под руководством председателя ассоциации генерального директора АО «Марка» А. В. Адибекова неоднократно проводились конференции Всемирной ассоциации по развитию филателии (ВАРФ) по учёту и присвоению номеров почтовым маркам, выпущенным странами мира после 01.01.2002. Также проводились в музее и конференции Регионального союза электросвязи в рамках Международного Союза электросвязи (МСЭ), юбилеи телекоммуникационных компаний России, торжественное празднование 150-летия А. С. Попова с открытием мемориальной доски в экспозиции музея. Широко праздновалось открытие музея для посетителей после 30-летнего перерыва, 135-летний и 140-летние юбилеи ЦМС имени А. С. Попова, 150-летний юбилей МСЭ.
В ЦМС имени А. С. Попова торжественно открывались международные и внутренние тематические выставки, посвящённые значительным событиям в жизни страны, отрасли и самого музея. Среди таких выставок можно отметить выставку шведского музея семьи Нобелей: «Альфред Нобель: сети инноваций», выставку из Германии «Инновации. ХХI век», совместную с норвежскими дизайнерами выставку «Филателия как искусство» в рамках бьеннале «Музейный форум», выставку Университета г. Осло (Норвегия) «Наука на краю света. Наследие Нансена», ежегодные международные выставки современных художников по почтовой тематике «Мэйлартиссимо», и многие другие.
После яркого возрождения ЦМС имени А. С. Попова в 2003 году и делегирования ему обязанностей методического центра для созданных на предприятиях связи небольших музеев почты и связи, специалистами Центрального музея связи были организованы некоторые программы, важные с точки зрения методики руководства и консультирования. Такими программами стали: биеннале конференции отраслевых музеев связи, приуроченные ко дню основания ЦМС имени А. С. Попова; ежегодные научно-практические семинары по истории почты и филателии на международной неделе письма во Всемирный день почты; научные чтения памяти А. С. Попова, которые проводятся в День радио, поскольку именно в этот день в 1895 году на заседании Русского физико-химического общества российский физик Александр Степанович Попов выступил с докладом и демонстрацией созданного им первого в мире радиоприемника, осуществив первый сеанс беспроводной передачи сигналов. Сегодня эта дата воспринимается населением России, как праздник работников всех отраслей связи, тем самым расширяя тематику, обсуждаемую на научных чтениях.
В результате проведения музеем различных выставок, семинаров, научных чтений и конференций, выпускаются сборники докладов и методических материалов, которые передаются в официальном порядке в Российскую книжную палату и распределяются по публичным, техническим и музейным библиотекам страны, как научно-справочные издания, способствующие исследовательской и научной работе специалистов, студентов и преподавателей высших учебных заведений. Некоторые тематические издания востребованы зарубежными библиотеками, например, в музеях почты и телекоммуникаций стран Европы, технических музеях, сообществах коллекционеров и исследователей материалов России, в том числе эмигрантских, имеющих отношение к России. Некоторые издания ЦМС имени А. С. Попова включены в Российский индекс цитирования «РИНЦ». Доклады, с которыми специалисты ЦМС имени А. С. Попова выступали на международных конференциях, в т.ч. комитетов СИМЮЗЕТ (научно-технических музеев мира), ИАТМ (музеев связи и транспорта мира), Всемирного клуба редкой филателии; на генеральных конференциях ICOM (Китай в 2010 году, Вена в 2005 году), все они (доклады) были опубликованы оргкомитетами конференций, разошлись по всему миру, и хранятся в зарубежных библиотеках; ими пользуются студенты, преподаватели и исследователи российской культуры.
На современном историческом этапе значительные изменения социально-культурной роли музеев в обществе привнесли необходимость пересмотра многих принципов и правил деятельности традиционных музеев, в первую очередь, технических. Функция передачи культурного наследия обуславливается социальной миссией музея. С открытием ЦМС имени А. С. Попова после реконструкции, к базовым: собирательной, научно-познавательной и просветительской функциям прибавилась ещё и социальная, которая включила вновь поставленные учредителем задачи: выполнение функций историко-культурного центра отрасли и методического центра общественных музеев связи.
Современный ЦМС имени А. С. Попова насыщен средствами отображения информации. Системы мультимедиа, размещённые во всех разделах экспозиции, сочетают в себе многообразные виды информации: традиционные (текст, таблицы, иллюстрации), оригинальные (речь, музыка, фрагменты видеофильмов, и др.) и имеют в составе компьютера специфические устройства, предназначенные для работы с различными видами информации: микрофоны, аудио-системы, проигрыватели оптических компакт-дисков, телевизоры, видеомагнитофоны, цифровые видеокамеры и другое.
С помощью содержательной экспозиции и образовательных программ, а также профессиональной организации пространства, в музее создана комфортная среда — атмосфера «мира связи». Сегодня ЦМС имени А. С. Попова является историко-культурным центром отрасли «Связь», методическим центром для ведомственных отраслевых музеев связи и почты, а также той самой площадкой в Санкт-Петербурге, где всем комфортно и которая вызывает доверие одновременно у всех пяти секторов общества, связанных с наукой, это:
- научное сообщество, т.е. те, кто создаёт науку и технологии.
- производственный сектор — те, кто использует научно-технические разработки в своей деятельности.
- образовательный сектор — те, кто преподаёт научные дисциплины и распространяет научные знания.
- администрация, т.е. те, кто управляет научно-технической сферой.
- и общество — те, кто пользуется результатами научно-технического прогресса и иногда страдает от его ошибок (рис. 6).
С момента открытия ЦМС имени А. С. Попова после реконструкции совместно с отечественными предприятиями связи создаются музейные выставки, базирующиеся на достижениях современных технологий, которые, например, демонстрируют интерактивные, оснащенные современной техникой, порталы-остановки общественного транспорта, сообщающие о времени прибытия автобуса или троллейбуса, которые уже установлены или будут установлены в Санкт-Петербурге в ближайшем будущем; детские проекты, например: «Дети в интернете», обучающие и предупреждающие о вредных программах и контактах в эфире, и другие.
Культурная аккумуляция и культурная трансмиссия, как сущностные динамические характеристики культуры, наиболее ярко отразились в функциях ЦМС имени А.С. Попова, связанных с телекоммуникациями. И, поскольку возможности и скорость обмена информацией сегодня оказывают значительное влияние на ход истории человечества, то бурное его развитие в конце ХХ – начале XXI веков представило интерес не только для связистов, но и для музеев, особенно научно-технического профиля. Вместе с собиранием редкостей прежнего времени, то есть с научно-фондовой работой, одним из важнейших направлений деятельности нашего музея стало изучение современности, которая развивается чрезвычайно динамично.
Сохранённое в ЦМС имени А. С. Попова техническое наследие и обретённое музейными посетителями понимание новых технологий и инновационных процессов, которые широко демонстрируются в экспозиции и на выставках, позволяют почувствовать широту возможностей и роль инженерной мысли в историко-культурном наследии России.
Поскольку в ЦМС имени А.С. Попова с 1884 года собирается фонд государственных знаков почтовой оплаты (ЗПО), и формируется Государственная коллекция ЗПО России, то и современные технологии создания и использования почтовой марки, транслирующей события тематического, общественно-политического и культурно-исторического значения, в музейной жизни занимают важное место, например, такие инновации, как: AR-технологии (дополненная реальность), 3D-технологии (объёмный предмет), технологии NFT (невзаимозаменяемый токен), коммуникационные технологии «посткроссинг» и другие, которые ещё недостаточно освоены музеем и имеют значительные перспективы.
Таким образом, впереди разработка потенциала знака почтовой оплаты, как опорного музейного артефакта, раскрывающего нюансы экспозиционных целей, зачастую связанных с патриотической направленностью воспитания молодого поколения и транслирующего важнейшие моменты жизни страны и её народа.
Всё вышеописанное позволяет нам отнести ЦМС имени А. С. Попова к двигателям технического прогресса в области информационных и коммуникационных технологий, а также защитникам исторического, научно-технического наследия прошлого для трансляции опыта поколений в будущем.
Бакаютова, Л.Н. «Апологет» мира коммуникаций. К 150-летию основания Центрального музея связи имени А.С. Попова // Культура и технологии. 2022. Том 7. Вып. 2. С. 56-64. DOI: 10.17586/2587-800X-2022-7-2-56-64
- Бакаютова Л.Н. Памятник архитектуры сквозь призму научно-технического прогресса // Памятник архитектуры – от дворца к музею. Проблемы сохранения культурного наследия XXI век. Том III. Санкт-Петербург: Европейский дом, 2013. С. 25–42.
- Бакаютова Л.Н. История модернизации Центрального музея связи. Часть I: Музей-хранитель истории // Реликвия (реставрация, консервация, музеи). 2006. № 1(12). С. 22-28.
- Бакаютова Л.Н. История модернизации Центрального музея связи. Часть II // Реликвия (реставрация, консервация, музеи). 2006. № 2(13). С. 52-59.
- Трошина Т.М. Интерактивный музей в современном медиапространстве // Медиакультура новой России: методология, технологии, практики / Астафьева О.Н. и др. Екатеринбург: Академический Проект, 2007.
- Смирнова Т.А. Цифровые технологии в экспозиционном пространстве музея: современные тенденции и перспективы // Справочник руководителя учреждений культуры. 2010. № 5. С. 67-75.
- Ноль Л.Я. Информационные технологии в деятельности музея. Издательский центр Рос. гос. гуманитар. ун-та, 2007.
- Современные музейные технологии // Справочник руководителя учреждения культуры. 2004. № 5. С. 78-79.
- Бакаютова Л.Н. Десять лет в музейном строю // Историко-научный Санкт-Петербург: материалы XXXVI международной годичной конференции СПб отделения Рос. нац. к-та по истории и философии науки и техники РАН (25–29 ноября 2013 г.). Институт истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН, 2014.
- Калугина Т.П. Музей и «музеефикаторский» тип культуры // Серия «Мыслители». В диапазоне гуманитарного знания. Выпуск 4 / Сборник к 80-летию профессора М.С. Кагана. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. C. 243.
- Богатырев Е.А. Музей как социокультурный феномен современного российского мегаполиса : диссертация ... кандидата культурологии: 24.00.01. Санкт-Петербург, 2011. 167 с.