В соответствии с Основами государственной культурной политики, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 24.12.2014 № 808, одной из приоритетных задач государственной культурной политики в области осуществления всех видов культурной деятельности и развития связанных с ними индустрий, является использование цифровых коммуникационных технологий, в том числе для обеспечения доступа граждан к культурным ценностям независимо от места проживания. В настоящее время электронное музейное пространство формируется на базе Государственного каталога Музейного фонда Российской федерации [1]. В этой связи огромное значение приобретает задача по формированию единого российского электронного пространства знаний на основе оцифрованных книжных, архивных, музейных фондов, собранных в Национальную электронную библиотеку и национальные электронные архивы по различным отраслям знания и сферам творческой деятельности. Государственный каталог, в свою очередь, представляет собой федеральную государственную информационную систему государственного учета музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, созданную в целях обеспечения их правовой защиты и государственного контроля [2].
Для Центрального музея связи имени А.С. Попова важнейшая задача настоящего времени состоит в размещении сведений о музейных предметах, включая знаки почтовой оплаты, в комплексной автоматизированной музейной информационной системе КАМИС, которая сопрягается с Государственным каталогом Музейного фонда Российской федерации, и позволяет передавать туда электронные данные по музейным артефактам, что обеспечивает расширение доступа посетителей к историко-культурному наследию ЦМС имени А.С. Попова [3].
Знаки почтовой оплаты, как значительная часть фонда музейных предметов ЦМС имени А.С. Попова, представляют собой многофункциональные почтовые графические произведения, которые, несмотря на свой крошечный размер, обладают глубоким содержанием и решают многочисленные задачи. Социально-культурные функции знаков почтовой оплаты многозначны: почтовая (условие пересылки); финансовая (способ оплаты пересылки); рекламно-пропагандистская (метод стимулирования интереса к какому-либо государству или событию или к какой-либо определённой тематике); мемориальная (способы сохранения исторической памяти о событиях, юбилеях, объектах культуры и искусства); художественная (концептуальность, символика, код эпохи) и другие.
Традиционно мы относим знаки почтовой оплаты, как массово-культурные издания, к достижениям материальной культуры, наряду с техникой, технологиями, материальными ценностями, которые в совокупности составляют искусственные условия и средства человеческого существования. Но мы относим знаки почтовой оплаты также и к достижениям духовной культуры, поскольку они представляют собой художественную визуализацию образов науки, искусства, религии, морали, философии, права. Однако условное разграничение материального и духовного в культуре касается только форм воплощения культуры, а каждая из этих форм состоит из совокупности элементов: норм, законов, обычаев, традиций, идей, образов, символов и языка, поэтому, в век стремительного технического прогресса и наукоемких технологий, когда дигитализация охватывает все больше и больше сфер человеческой жизни, логично использовать все преимущества цифрового формата в музейной деятельности, связанной с сохранением культурного наследия [4].
Сегодня, несмотря на развитие информационно-телекоммуникационных технологий, позволяющих совершать операции по мгновенной пересылке информации без участия напечатанных почтовых наклеек (знаков), сами знаки почтовой оплаты не утрачивают своего значения и навсегда остаются символами эпохи, основываясь на различных критериях оценки, художественных образах, акцентах и направлениях. И в пространстве различных музеев для представления тематических разделов экспозиции филателия играет одну из важнейших ролей.
При этом, трудно переоценить преимущества знаков почтовой оплаты в оцифрованном виде, как документальных источников. В отличие от памятников на традиционных носителях, многие из которых находятся в плохом физическом состоянии, цифровые документы (оцифрованные знаки почтовой оплаты):
- легко доступны;
- легко читаются;
- позволяют вести исследовательскую работу;
- облегчают расшифровку деталей изображений и надписей;
- легко копируются;
- качественно публикуются;
- практически не подвержены старению;
- не занимают физического места.
Классификационно знаки почтовой оплаты относятся к графическим памятникам истории и культуры. По сути, мы стремимся к переводу наших графических памятников на бумажной основе, знаков почтовой оплаты, в некий цифровой вид или код, доступный затем для просмотра, редактирования, копирования и публикации.
Заботясь о надлежащей систематизации и хранении знаков почтовой оплаты путём создания необходимых температурно-влажностно-световых условий, мы, тем не менее, понимаем, что сохранить на длительное время наши сокровища мы можем только при помощи оцифровки [5]. Однако, при всей кажущейся простоте, оцифровка графики не такое уж и простое дело. Качественная оцифровка знаков почтовой оплаты представляет собой достаточно кропотливый и трудоемкий процесс, поскольку включает в себя не столько сам процесс сканирования, сколько дополнительные операции по обработке документов [6]. Особенно важно сверять с результатом оцифровки ветхие источники: почтовые марки и конверты с повреждённым или смытым клеевым слоем, скрученные в трубочку, с разрывающейся перфорацией, где имеются стертые, нечитаемые, рукописные или специальные заверки или пометки, которые плохо распознаются компьютерными программами [7]. При обнаружении неточностей исправлять их приходится уже вручную. Таким образом, не считая наличия профессионального оборудования по сканированию и современного программного обеспечения, качественная оцифровка требует профессиональных навыков и немалого опыта специалистов.
Именно такой проект родился в Центральном музее связи имени А.С. Попова. Этот проект состоит из двух этапов. Первый этап был поддержан Президентской библиотекой имени Б.Н. Ельцина (Санкт-Петербург) и представляет собой оцифровку редкостей и уникумов государственной коллекции знаков почтовой оплаты музея [8].
Президентская библиотека обеспечила сканирование раритетов Центрального музея связи (рис. 1) с использованием своего уникального технологического оборудования, временно размещённого в музее; участием своих сотрудников, обладающих профессиональными компетенциями работы с такого рода техникой и обеспечивающих получение цифровых изображений в высоком разрешении, что позволяет публиковать качественные иллюстрации в последующих проектах музея, а также расширить доступ посетителей к музейным ценностям за счёт размещения их в библиотечном электронном архиве [9].
Сегодня первый этап проекта оцифровки историко-культурного наследия знаков почтовой оплаты ЦМС имени А.С. Попова выполнен, но не завершен — будет продолжение, как связанное со сканированием ценнейших артефактов музея из других фондов хранения, так и с последующими проектами публикации наследия для широкой публики. В течение первых месяцев 2021 года совместными усилиями было оцифровано более тысячи музейных предметов, включающих редкости и раритеты отечественной филателии.
В первую очередь, это предметы, хранящиеся в музейном фонде открытого хранения «Сокровищница знаков почтовой оплаты России» (рис. 2): подготовительный материал к изданию первой русской почтовой марки (рис. 3), подготовительные материалы к изданию первых знаков почтовой оплаты; маркированных карточек и конвертов; домарочные письма, первое из которых было отправлено из Санкт-Петербурга в Нижний Новгород в 1743 году; почтово-благотворительные выпуски почтовых марок Российской империи (рис. 4) и первых лет молодого советского государства; маркированных писем с объявлениями (рис. 5).
Отдельными разделами, подлежавшими оцифровке, стали: раздел подготовительного материала к изданию коммеморативной серии почтовых марок 1913 года, посвящённых 300-летию Дома Романовых (рис. 6).
И, конечно, замечательная коллекция земских знаков почтовой оплаты 1864–1919 годов (рис. 7).
Цифровой материал знаков почтовой оплаты, в первую очередь, сохраняется для музея в электронной базе данных комплексной автоматизированной музейной информационной системы КАМИС, с которой ЦМС имени А.С. Попова работает. Во-вторых, этот цифровой материал в качественном разрешении с глубокой деталировкой вносится в библиотечный архив Президентской библиотеки имени Б.Н. Ельцина и становится доступным для реальных и дистанционных посетителей библиотеки [10]. И, в-третьих, музей намеревается опубликовать часть предметов в обозримом будущем в совместном издании «Знаки почтовой оплаты в истории России. 1858–1958», а также в последующих отдельных изданиях, связанных с музейным фондом открытого хранения «Сокровищница знаков почтовой оплаты России» и Государственной коллекцией знаков почтовой оплаты России. Работа с оцифрованными артефактами позволит больше не взаимодействовать с оригиналами для фотосъёмок, публикаций, перемещения, тем самым оберегая их физическую сохранность для будущего [11].
Описанный проект — это интереснейший совместный музейный проект, который, как мне кажется, для ЦМС имени А.С. Попова будет продолжаться и в виде дальнейшей оцифровки артефактов, и в прекрасных публикациях, которые увидят свет, и будут радовать читателей и коллекционеров.
Кроме профессиональных сотрудников музея и библиотеки, ознакомиться с процессом оцифровки и помочь действиями удалось студентам, осваивающим основную образовательную программу магистратуры по направлению подготовки «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» по учебному плану «Визуальные технологии в музее» в Санкт-Петербургском Государственном университете. Те, кому повезло попасть в нужное время в Центральный музей связи имени А.С. Попова на технологическую (производственную) практику под непосредственным руководством сотрудников музея, — успешно ознакомились со специальным музейным оборудованием для хранения и экспонирования знаков почтовой оплаты; поучаствовали в сложном процессе оцифровки исторического графического наследия в виде знаков почтовой оплаты и последующем монтаже музейных предметов в специальные витрины фондохранилища. Для некоторых студентов прошедшая практика открыла совершенно новый взгляд на «утилитарные» почтовые марки, передала новые знания и компетенции, показала особенности работы с этими графическими миниатюрами, имеющими высокую материальную цену и являющимися историческим наследием России. Студентам понравилось работа с таким необычным для них материалом, поэтому параллельно музей выполнил и другую задачу — создал небольшую, но профессиональную, референтную группу посетителей будущих выставок и программ, связанных со знаками почтовой оплаты.
В качестве практического задания обучающиеся на магистерской программе «Визуальные технологии в музее» студенты СПБГУ провели исследование размещения знаков почтовой оплаты в открытом доступе на официальном сайте Государственного каталога Музейного фонда Российской федерации, проанализировав особенности их публикации. Ольгой Реуф и Елизаветой Артюшиной путем поиска по ключевым словам (почтовая марка / марка почтовая; маркированный конверт / почтовый конверт (конверт почтовый); маркированная карточка / почтовая карточка (карточка почтовая)) были собраны данные по размещению артефактов в официальных разделах Госкаталога. Госкаталог музейного фонда Российской Федерации состоит из трех реестров. Первый — это реестр музеев, где регистрируются не только музеи, но и организации, в собственности, владении или пользовании которых находятся предметы музейного фонда Российской Федерации и частные музеи по желанию. Второй реестр — это реестр музейных предметов, в котором фиксируются изменения собственника и другие изменения, подпадающие под договорные отношения. Через него осуществляется движение музейного фонда: оформление разрешений на выставку, передача музейных предметов в безвозмездное пользование религиозным организациям. Третий реестр — это публичный портал Госкаталога, который и исследовали студенты. Для анализа было необходимо изучить все разделы, представленные на сайте, кроме раздела «Графика», в котором в соответствии с инструкцией и должны размещаться Государственные знаки почтовой оплаты.
Результаты даже беглого знакомства с разделами Госкаталога МФ РФ позволили увидеть, что почти полмиллиона (413169 единиц хранения) знаков почтовой оплаты размещены в несоответствующих требованиям разделах, что, несомненно, затрудняет поиск артефактов и работу каталога в целом (табл. 1).
Таблица 1. Сводная таблица показателей размещения знаков почтовой оплаты в открытом доступе на официальном сайте Государственного каталога Музейного фонда Российской Федерации в разных тематических разделах
Раздел Госкаталога МФ РФ | Количество музеев, разместивших сведения о знаках почтовой оплаты не в разделе «Графика» | Количество размещённых единиц хранения |
Живопись | 12 | 16 |
Предметы прикладного искусства, быта и этнографии | 42 | 478 |
Предметы археологии | 2 | 3 |
Фотографии и негативы | 25 | 5128 |
Предметы техники | 6 | 12 |
Документы | 54 | 68598 |
Предметы печатной продукции | 26 | 260464 |
Скульптура | 1 | 1 |
Предметы нумизматики | Более 50 | 23455 |
Предметы минералогической коллекции | 13 | 428 |
Предметы естественнонаучной коллекции | 2 | 2 |
Редкие книги | 13 | 650 |
Прочие | 53334 | |
Итого | 413169 |
Попытка обосновать целесообразность создания отдельного, специализированного, раздела Государственного каталога Музейного фонда Российской федерации, посвящённого знакам почтовой оплаты, как уникальным, имеющим свою специфику и особенности, музейным предметам, не имеющим аналогов, в настоящий момент, к сожалению, не реализована.
Многое в музейном мире делается для того, чтобы не утратить историко-культурное наследие России и обеспечить достойное состояние сохранности музейных предметов и музейных коллекций. В частности, для этой цели используется и дигитализация артефактов [2]. Для научных сотрудников и хранителей ЦМС имени А.С. Попова в настоящее время и в будущем цифровые коллекции знаков почтовой оплаты сохранятся в электронной базе данных музейной информационной системы ЦМС имени А.С. Попова, а также в качестве резервных копий в системе КАМИС; для исследователей знаков почтовой оплаты и истории почты, обычно посещающих ЦМС имени А.С. Попова, благодаря проекту Президентской библиотеки имени Б.Н. Ельцина, к свободному просмотру будут доступны оцифрованные копии более 1000 артефактов раздела «Сокровищница знаков почтовой оплаты России», представленные в высоком разрешении. Тем самым, ЦМС имени А.С. Попова содействует расширению доступа российского населения к изучению музейных предметов и музейных ценностей фонда знаков почтовой оплаты [5].
Бакаютова, Л.Н. Цифровое будущее знаков почтовой оплаты: музейный подход // Культура и технологии. 2021. Том 6. Вып. 3. С. 141-149. DOI: 10.17586/2587-800X-2021-6-3-141-149
- О Госкаталоге Музейного фонда РФ/ Министерство культуры Российской федерации. https://culture.gov.ru/press/news/ (обращение 02.06.2021)
- Сохранение электронной информации в информационном обществе. Сборник материалов Международной конференции (Москва, 3–5 октября 2011 г.) [Электронный ресурс.] /Российский комитет программы ЮНЕСКО «Информация для всех». http://www.ifapcom.ru/files/News/Images/2012/dig_pres_is_rus.pdf. (дата обращения: 12.09.2012).
- Агафонова Е.А. Обеспечение сохранности фотографических документов в процессе их хранения и использования. С.-Петербург. Росфото. 2015.
- Привалов В.Ф. Рекомендации по оценке состояния документов государственных архивов при проведении работ по хранению, использованию, специальной обработке документов с учетом их свойств, потенциальной долговечности и специфики дефектов. М. ВНИИДАД. 2009.
- Принципы и подходы к совмещению представления и доступа к библиотечным, архивным и музейным ресурсам: сборник научно-методических материалов рабочей группы Президентской библиотеки. СПб. ФГБУ «Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина». 2013.
- Методические рекомендации по каталогизации и индексированию электронных копий документов. СПб. ФГБУ «Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина». 2014.
- Караваев В.С. Оцифровка архивных документов: технические и технологические проблемы // Документ. Архив. История. Современность. 2014. № 14. С. 243-257.
- Юмашева Ю.Ю. Создание электронных копий архивных документов: проблемы и возможные решения // Нормативно-технические и технологические аспекты создания электронных копий документов - Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса: материалы Проблемного семинара и круглого стола в рамках 18-ой Международной Конференции (Автономная республика Крым, г. Судак, 4–12 июня 2011 г.). М., ЗАО «ДиМи-Центр». 2011. URL: https://www.aiteh.ru/conference-krim-2011.html (дата обращения 13.12.2021).
- Технические требования по переводу в цифровую форму библиотечных и архивных материалов для пополнения Президентской библиотеки им. Б.Н. Ельцина». СПб. ВНИИДАД. ФГБУ «Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина». 2012.
- Сохранение электронной информации в информационном обществе. Сборник материалов международной конференции (Москва, 3–5 октября 2011 г.) / Сост. Кузьмин Е. И., Мурована Т. А. М.: МЦБС, 2012. 344 с.
- Грум-Гржимайло Ю.В., Сабенникова И.В. Некоторые проблемы публикации архивных документов в электронных изданиях // Вестн. архивиста. 2006. № 2–3. С. 306–318. URL: http://printed.e-notabene.ru/istinf/article_21766.html (дата обращения 13.12.2021).