С одной стороны, конечно, интернет-включённость априори обогащает жизнедеятельность и представляет ряд возможностей самого разного плана, как бытовых — так и социально-правовых, культурных, личностных [1]. Хотя значительная часть населения по-прежнему представляет интернет как достаточно зловредную стихию.

С другой — представители старших поколений, в том числе одинокие, ранее обходились без информационных технологий и, в целом, в различной степени обходятся. Многие граждане, участвовавшие в проекте, до инвалидизации и достижения пожилого возраста проявлявшие склонность к активному образу жизни, активной жизненной позиции, осознанно выбирали ограниченный порядок освоения электронных устройств — например, только мобильную связь и электронную книгу с произведениями классических и современных авторов — и настойчиво придерживались своего решения. Наблюдали мы такой вариант и в группах с выраженной сенсорной недостаточностью, в том числе слепотой и глухотой. Иногда такая позиция отражает и мнение значимых для граждан авторитетов, как близко живущих, так и территориально, социально дистанцированных — вплоть до телеперсонажей и героев книг.

Наши студенческие и волонтёрские исследовательские группы, представители пожилого населения изучали качество социального самочувствия, удовлетворенности, динамику жизнедеятельности и самостоятельности одиноко живущего пожилого человека — или дистанцированного частично, временно, периодически.

Даже в условиях благоприятного индивидуализированного сопровождения, усиленного привлечением волонтёров, разработки специальных социализирующих средств [2] сообразно индивидуальным потребностям и перспективно ориентированным склонностям, наступает момент, когда пожилой человек заметно отдаляется от социума, от своих собственных стандартов жизнедеятельности, накапливая социально негативные привычки и представления.

Примечательно, что в данном случае эти изменения как раз нередко наступают не постепенно, а достаточно резко и продолжают нарастать с видимой неостановимостью. Совпадение этих процессов с изменением неврологического статуса граждан имеет двоякую природу — как согласно литературным источникам, так и по наблюдениям наших исследователей. Насколько первичны здесь мозговые явления — насколько социально-деятельностная депривация, решить бывает затруднительно, что диалектически сообразно.

Проводимые опросы, анкетирование показывают, что зачастую участники наших программ сопровождения в той или иной мере осознают направленность и перспективу происходящих в них изменений, не имея сил и желания предотвратить снижение качества жизнедеятельности и включённости. Увещевания, усилия, настояние других людей воспринимаются ими в значительной степени формально, нарастают уловки уклонения от деятельного участия в предлагаемых мероприятиях и усилиях, а также обесценивания и негативизации намерений доброжелателей.

Комплексное наблюдение конфликтной, осудительной, депрессивной готовности обнаруживает и очаги социально позитивной саморегуляции, пожилой сопровождаемый будто подсказывает средства, приёмы, которые могут купировать негативные настроения, излишнюю нервозность и подозрительность, темы, которые не вызовут повышенной драматизации и истеричности.

Как объясняют пожилые представители интеллектуальных профессий, активной социальной жизни, иногда закрепляются огрублённые реакции на внешний мир и внутреннее беспокойство, позволяющее достичь эмоциональной и иной разрядки, но эти реакции могут быть заменены на социально приемлемые либо темпорально распределены.

В течение многих лет в Башкирском Государственном Университете, на базе Белорецкой Педагогической Гостиной [3] проводится работа по организации общения, досуга пожилых одиноко живущих людей с учётом их потребностей и пожеланий, с формированием более вариативных, развивающихся запросов, предупреждающих социальную апатию, энтропию жизнеспособности, акцентирование личности на деструктивных, драматичных либо упаднических настроениях. Помимо удовлетворения обиходных пожеланий (например, при повышенном треморе хотят молоко в более устойчивой коробке, ослепшие — более удобно открываемой и закрываемой и т. д.), толерантности к взглядам и грамотного сопровождения капризов, конфликтов, перепадов настроения, активисты инициируют творческую, конкурсную, общественную активность подопечных, способствуют возобновлению, восстановлению утрачивающихся навыков бывшей профессиональной деятельности, организуют на дому приёмы по интересам и клубного типа, формируют группы по интересам и модули обмена опытом.

Ранее люди, подобным образом включенные в социальную жизнь, ощущающие свою необходимость сообразно индивидуальные особенностям, в основном долгое время гармонично осуществляли доступную жизнедеятельность, постепенно утрачивая навыки и жизненные позиции, вкус к деятельности и силы.

Однако ныне мы наблюдаем более выраженные энтропийные тенденции среди пожилых граждан [4, 5], в чьём пакете социально-личностных благ недостаёт столь недавно включённого в обиход человечества компонента — информационно-технологического инструментария. Столь же настоятельно наблюдаем мы ныне корреляцию информатизации цивилизации с изменением нервно-психического статуса подрастающих (и, некоторым образом, уже и подросших) поколений.

Наблюдаемая нами картина, несомненно, будет ещё развиваться и, возможно, ключом к особенностям, потребностям и приоритетам маленьких граждан [6, 7, 8] станут реалии, выявляемые в процессе изучения и сопровождения особых потребностей и информационных барьеров у пожилых людей.

Описанные явления относятся даже к тем пожилым гражданам, у которых есть родственники, пусть и отдельно живущие или часто отсутствующие, но не теряющие связь, доверие, проявляющие периодически внимание и заботу о менее активных близких.

Но особенно показательны наблюдения и самонаблюдения среди людей, недавно приобщившихся к информационно-технологическому пространству, — они довольно резко преобразовывают свой обиход, как неосознанно, так и целенаправленно.

Изменяется пищевой выбор (даже у людей, не обнаруживающих принципиальной позиции в этом направлении, заметно движение от сдобной, обработанной пищи — к более полезным видам, орехам и фруктам, овощам, расширяется применение пряностей, экзотических для данной местности и привычного обихода продуктов, приближённых к органическому питанию, появляются непривычные ранее способы приготовления пищи и темпоральные аспекты пищевого поведения), облегчается кашель, особенно связанный с нарушением метаболизма, улучшается осанка [9, 10].

Мелкомоторный праксис, активизируясь, улучшает точность движений общего плана, вкус к двигательной активности, инициирует целенаправленное здоровьесбережение.

Повышается готовность к общению, чувство юмора, сопереживания, восстанавливаются культурные и гигиенические привычки.

Такая тенденция просматривается как в целостном формате исследования, так и по нозологическим группам, по тяжести состояния, по дефицитарным позициям и поведенческим отклонениям [11].

Как утрата и огрубление, перверсии жизненных навыков, так и ресурсные достижения, могут быть диагностически интерпретированы и, в дальнейшем, служить для более точной подстройки сопровождающих мероприятий.

Конечно, представленная картина не исключает совпадения социального выбора и эффективности праксиса с индивидуальной предрасположенностью и микросоциальными запросами, готовностью близких активно способствовать благоприятствованию в данном и иных направлениях жизнедеятельности [12], но полного совпадения и даже преобладающего соответствия мы здесь не обнаружили.

Таким образом, университеты пожилого возраста — это необходимо и замечательно, но изучение популяционных изменений [13, 14], типологии и вариаций освоения цифрового пространства, разработки целевых программ для различных групп населения являются задачами ближайшей перспективы.

Библиографическое описание

Гаязова, Г.А., Рыбакова, Е.В., Султанова, Р.М. Влияние цифровых средств коммуникации на качество жизнедеятельности, удовлетворенность жизнью и ощущение включённости пожилых людей // Культура и технологии. 2019. Том  4. Вып. 1. С. 30-34. DOI: 10.17586/2587-800X-2019-4-1-30-34

DOI
10.17586/2587-800X-2019-4-1-30-34
Литература
  1. Рыбакова Е.В, Рыбаков Д.Г., Султанова Р.М., Гаязова Г.А.. Механизмы развития информационного иммунитета современного человека. - Материалы международной научно-практической конференции Наука сегодня: проблемы и пути решения, Вологда, 28 марта 2018 г.;
  2. Рыбакова Е.В., Султанова Р.М., Гаязова Г.А.. Демотивация разума. Компонентный анализ трендового мышления. LAP Lambert Academic Publishing, Саарбрюккен 2016;
  3. Рыбаков Д.Г., Рыбакова Е.В., Мустафина Д.М. Информационные технологии и новая философия общения. Организация интернет-гостиной в формате межведомственного межрегионального сотрудничества социально ориентированных служб и общественных организаций. - Материалы IX международной научно-практической конференции "Россия и Европа: связь культуры и экономики" - Прага, World Press 2014;
  4. Рыбаков Д.Г., Рыбакова Е.В., Султанова Р.М., Гаязова Г.А. Inheritance discompetention. - Science Time - May, 2016;
  5. Султанова Р.М., Гаязова Г.А., Рыбаков Д.Г., Рыбакова Е.В.. Клиника одиночества. Доктор Джекилл и мистер Хаус? - PSYCHOLOGY OF THE 21ST CENTURY: THEORY, PRACTICE, PROSPECT Materials of the VIIinternational scientific conference on February 15, Vědecko vydavatelské centrum ,«Sociosféra», 2017;
  6. Рыбаков Д.Г. Синхронизация глобальных ИТ-процессов и современных социально-образовательных вызовов. - Материалы X Международной конференции "Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире", Санкт-Петербург 2015;
  7. Рыбакова Е.В., Рыбаков Д.Г., Султанова Р.М., Гаязова Г.А., Акубекова Г.Д., Резяпов Р.А. Коррелирующие позиции информационного развития социума и нейропсихического состояния подрастающих поколений. - Материалы VIII международной научно-практической конференции "Образование: традиции и инновации", Прага, World Press 201
  8. Рыбакова Е.В., Султанова Р.М, Гаязова Г.А.. MODULING OF CONTACT WITH OF CHILDREN WITH ASD AND MANIFESTATIONS OF NEGATIVISM DIDACTIC. - Материалы VII международной научно-практической конференции "Образование: традиции и инновации", Прага, World Press, 2015;
  9. Султанова Р.М., Гаязова Г.А., Рыбакова Е.В.. Vertical effect. Modern researches, electronic edithing, 2017;
  10. Rybakova E. V., Rybakov Dmitry Gennadievich, Sultanova Roza Minayakhmetovna, Gayazova Gulshat Anifovna Manifestations of sociogenesis and didactogenesis in psychosomatic disorders [Электронный ресурс] // Interregional Interagency Internet Lounge "Belaja Rjech". 2017; https://belajarjech.nethouse.ru/articles/349193 (дата обращения: 28.05.2017);
  11.  Rybakova E.V. Tiphlotolerance in inclusive education. - Science and Education, October 30-31, 2013;
  12. Рыбаков Д.Г., Рыбакова Е.В.. Неотолерантность как новая реальность общественной жизни и антикризисный ресурс. - Международная научно-практическая конференция «Стратегическое антикризисное управление: глобальные вызовы и роль государства». - Москва, МГУ, 2016;
  13. Рыбакова Е.В.. Геронтологический договор как темпоральная форма регуляции отношений между поколениями. - Материалы Национального конкурса «Золотая Психея», 2009г.;
  14. Рыбакова Е.В, Султанова Р.М., Гаязова Г.А., Рыбаков Д. Г..Диалоговое мышление как современный продукт эволюции когнитивной функции человека. - журнал СПВ pedagogical-views, июль 2018.
Russian